d-beat / crust / japanese hardcore e-zine ДИВЕРСИЯ

Новости
F.A.Q.
Рецензии
Статьи
Интервью
Крастография
Музыка (mp3)
Тексты
Ссылки
Контакты

Форум (архив 9.09.2010)

RSS-news/LJ community
LJ community "Burning Japan"
Концертные фильмы Сого Исии

автор - Tom Mes
перевод - Mimoid
оригинал с иллюстрациями - здесь


Сого Исии (Sogo Ishii) родился в правильном месте и в правильное время. Человек, которого часто называют японским панк-режиссером, вырос в Хакате на острове Кюсю. Когда ему еще не исполнилось и двадцати, он оказался в центре панк-рок революции, поскольку северная часть Кюсю оказалась плодороднейшей почвой для появления новых музыкальных групп.

Вместе с областью Кансаи (Осака, Киото, Нагоя) и, разумеется, Токио, Кюсю стал родиной многих групп и музыкантов, доминировавших на панк-сцене в конце 70-х и начале 80-х. Первой группой на Кюсю, которая подняла украшенные "помойками" головы, стала Sunhouse. Их грязный прото-панк оказал большое влияние на тех, кто за ними последовал: The Roosterz, чьим фронтменом был загадочный Синья Оэ (Shinya Ohe), облаченная в кожу группа Таканори Дзиннаи (Takanori Jinnai) The Rockers и недавно преобразованная ARB, возглавляемая Рё Исибаси (Ryo Ishibashi) (ныне один из самых многогранных актеров Японии, широко известный благодаря роли замученного вдовца из фильма "Кинопроба" (Audition) Такаси Миике).

Сам Исии пробовал себя в качестве певца и гитариста, но, переехав учиться в Токио, он вскоре нашел свое истинное призвание. В университете 19-летний Сого Исии (тогда все еще известный под своим настоящим именем Тосихиро Исии (Toshihiro Ishii)) обратился к кино. В его ранних короткометражных фильмах, снятых на 8- и 16-миллиметровом оборудовании, позаимствованном в университете, неизбежно отражалась его близость к панк-сцене, они изображали борьбу изгоев и неудачников против общества. Даже сам факт того, что Исии сделал эти фильмы самостоятельно, что он стал кинорежиссером, просто используя для съемок любое доступное оборудование, являлся актом вдохновленного панк-идеями бунтарства, отразившим анти-профессионалистскую позицию "сделай сам" (do-it-yourself), характерную для движения. В особенности это справедливо для честолюбивого японского режиссера, поскольку для того, чтобы стать режиссером традиционным путем, необходимо было начинать помощником режиссера, а затем уже постепенно повышать свое положение. Исии не хотел быть ассистентом. Он хотел делать фильмы. И он их делал.

Он сделал свой первый полнометражный фильм всего лишь через год после того, как впервые взял в руки кинокамеру: "Panic High School" ("Koko Dai Panikku", 1978), полнометражный римейк его первой короткометражки. На тот момент он все еще был студентом. Двумя годами позже, делая свою выпускную картину, он поднял планку чуть выше и в результате представил свою вторую полнометражную работу, маниакальное кино о байкерах "Crazy Thunder Road" ("Kuruizaki Sandaa Rodo", 1980). Снятый на 16 мм, фильм в избытке обладал неукротимой энергией, достигнутой в значительной степени благодаря молниеносным манере съемки и монтажу, использованным режиссером, и произвел столь большой эффект, что крупная студия Toei купила его, раздула до 35 миллиметров и выпустила в кинопрокат. Свежеиспеченный выпускник университета, Сого Исии заявил о себе и люди обратили внимание на его молодой и бескомпромиссный талант (в недавнем опросе ведущих кинорежиссеров мира Такеси Китано назвал "Crazy Thunder Road" в числе десяти своих самых любимых фильмов 20 века).

Среди этих людей была панк-группа из Токио Anarchy, попросившая молодого режиссера снять для них промовидео. Используя 16 мм формат, которому он оставался верен, он снял 10-минутный "Anarchy '80 Ishin" (1981), вернувший Исии к его панк-корням. Однако вместо того, чтобы завершить полный круг, этот ролик дал старт новому творческому подъему. Вслед за ним Исии снял 30-минутный фильм-фантазию "Shuffle" по манге "Run" Кацухиро Отомо (Katsuhiro Otomo), создателя "Akira", прежде чем взяться за свой самый амбициозный проект. "Burst City" ("Bakuretsu Toshi", 1982) должен был стать апофеозом панк-кинематографа Исии, объединяя безумный байкерский лейтмотив предыдущего фильма с актерским составом из известных лиц японской панк-сцены, многие из которых исполняли как главные, так и второстепенные роли в фильме. Музыканты и группы из трех панк-столиц объединились ради съемок в окрестностях Токио: The Roosterz и The Rockers представляли Кюсю, Матидзо Матида (Machizo Machida) из группы Inu был родом из Кансаи, в то время как группа Митиро Эндо (Michiro Endo) The Stalin служила делегацией от Токио.

Участие The Stalin было особенно важным. Они стали ведущей панк-группой страны, японским эквивалентом The Sex Pistols, и их появление в Burst City привело к тому, что Исии стал режиссером видео для их следующего сингла, названного "Stop Jap". Несмотря на свою популярность, двумя годами позже группа решила завязать. От их прощального тура 1984 года остались последний живой альбом плюс концертное видео "The Stalin For Never", снова снятое Исии. Темное, грозное и чрезвычайно мощное, "The Stalin For Never" фиксирует беспредельную энергию и силу живых выступлений группы, возглавляемой харизматичным и в то же время загадочным Эндо. Певец с его бледным гибким телом, облаченным в черное, излучал энергию, и Исии мудро решил сфокусировать внимание на нем. Хотя, как говорят, за кулисами он был человеком тихим и даже застенчивым, Митиро Эндо в фильме Исии предстал настоящим исполнителем, человеком, рожденным для сцены.

Фильм начинается с кадров пустой сцены и стадиона (этими же кадрами фильм завершается), за которыми следуют зернистые крупные планы (Исии снова снимал на 16 мм) четверых музыкантов, наложенные поверх беспокойной публики. Неожиданно концерт начинается двумя медленными, но атмосферными вещами, которые ближе к готическому нью-вэйву, чем к панку. Но, начиная с третьей композиции, "Bye Bye Nietzsche", и группа и режиссер резко набирают обороты. В ход идут фирменные приемы Исии: быстрое чередование кадров (чем Сэм Пекинпа является для замедленного движения, тем Исии является для замедленной съемки: он стал первым, кто продемонстрировал, как вплетать технические приемы в ткань самого фильма в совершенно естественном ритме) и стремительный монтаж, достигающие кульминации в молниеносной, захватывающей дух подборке кадров из карьеры The Stalin, сопровождаемой песней "Anarchy". Что прежде всего продемонстрировал этот фильм, помимо духа и энергии группы, так это близость режиссера к тому, что он снимал. Сого Исии знал панк-сцену, знал группы и знал характер музыкантов. В сущности, он был одним из них. Просто так случилось, что его инструментом стала кинокамера, а не гитара или ударные. Однако при случае он брал в руки музыкальный инструмент. Один из таких случаев имел место в 1983 году, когда Исии объединился с Тосиюки "Кику" Сибаямой (Toshiyuki "Kiku" Shibayama), певцом ныне несуществующей группы Sunhouse, чтобы образовать "Sogo Ishii and the Bacillus Army". Импровизированная группа выпустила только одну запись - своего рода концептуальный альбом "Asia Strikes Back". Темой стороны А, азиатской стороны, были нищета и борьба людей в азиатских странах, в то время как сторона В, японская сторона, должна была отражать напряженность и пустоту повседневной жизни в Японии. Противопоставляя две ситуации, группа как бы говорила, что спасение для Азии отнюдь не заключается в стремлении копировать передовой экономический статус Японии. С этой идеей в голове Исии снял 30-минутный фильм, сопровождавший группу во время тура.

Растущая слава Исии как режиссера музыкальных видео, вскоре привела к появлению предложений и не из круга панк-музыкантов, которому он доверял. Isseifubi Sepia, начинавшие как танцоры и уличные исполнители, но быстро становившиеся национальными поп-идолами, попросили его снять для них промовидео, которое должно было включать несколько песен группы. Режиссер создал вымышленный рассказ, в центре которого была музыка. Действие происходило в будущем, когда группа распалась, а ее участники вернулись к обычной жизни, занимая уважаемые должности. Но все ребята скучали по шикарной жизни знаменитостей и решили воссоединиться. Их встреча заканчивается ссорой и, когда самообладание улетучивается, начинается крупная драка. Когда пыль оседает, все семеро лежат без сознания на полу. Затем кто-то щелкает пальцами и все члены группы возвращаются в чувство, внезапно подскакивают и начинают демонстрировать свои фирменные танцевальные упражнения.

Едва ли являясь классической работой в фильмографии Исии, фильм "Isseifubi Sepia - Genzai Ga Suki Desu" ("Мы любим настоящее"), все же занимателен и светел и вошел в историю японского кино как актерский дебют человека, ставшего впоследствии одной из крупнейших звезд японского экшн-кинематографа: Шо Аикавы (Sho Aikawa). Актер, чье лицо украшает обложки миллиона гангстерских фильмов, выпускаемых сразу на видео, сначала получил известность в качестве участника Isseifubi Sepia.

Работа Исии неизбежно должна была выйти за пределы столь любимого им панк-движения, поскольку те дни быстро приближались к завершению. The Stalin были лишь одной из расколовшихся групп, в то время как другие развивались в иных музыкальных направлениях. Одной из групп, изменившейся со временем были и The Roosterz. Их музыка стала мягче, чего, конечно, не произошло с их политическими идеями. Но эти идеи теперь были обернуты в безобидный нью-вэйв-поп с элементами ска. Фильм Сого Исии, посвященный их туру 1984 года, "The Roosterz - Paranoiac Live" запечатлел, как чистенькие молодые люди здоровой внешности играют на инструментах на ярко освещенной сцене. Выступление представляло собой довольно статичное действо, за исключением ведущего певца Синьи Оэ. Затерявшийся в своем собственном мире, вокалист казался оградившимся от окружающего мира, не делая попыток общаться с аудиторией. Его движения порой были почти спазматическими, хотя голос и не потерял своей мощи. Его поведение было признаком психического расстройства, которым он, как говорят, страдал в то время; плохо скрываемым секретом было то, что перед тем туром его несколько раз отправляли в лечебницу для душевнобольных.

Подход Исии к этому малоподвижному зрелищу разительно отличался от его подхода к фильму, сделанному им для The Stalin. Вместо того, чтобы пытаться передать энергию и эмоции музыки визуальными средствами, он выбрал более концептуальный подход. Первый раз работая с видео, он обильно использовал видеоэффекты, столь характерные для музыкальных роликов поп-групп начала 80-х. Отснятый на концерте материал был напичкан различными эффектами: наложениями (superimpositions), разделениями экрана (splitscreen shots), задержками и искажениями всех видов. Он обрывал песни длительными кадрами образования облаков, пустынных ландшафтов и детальной демонстрацией разрушенных, сожженных домов - вроде тех медитативных образов, что будут характеризовать полнометражные фильмы, которые Исии будет снимать десятилетием позже, такие как "Angel Dust" (1994) и "August in the Water" (Mizu No Naka No Hachigatsu, 1995). Между ними дрейфовали небольшие фрагменты, изображавшие, как двое медиков уводят Оэ через темный подвальный коридор (одного из них играл Дзюндзи Сакамото (Junji Sakamoto), ныне известный в качестве режиссера фильмов "Tokarev" и "Another Battle", а в то время он был ассистентом Исии). Результат оказался несфокусированным, фильм содержал слишком много идей, боровшихся друг с другом, пытаясь привлечь зрительское внимание, но ни одна из них на самом деле успеха не достигла. Одна из сцен изображала сосредоточенную на себе театральную манерность Синьи Оэ, симптом личных проблем, означавших также и скорый конец группы.

Репутация Сого Исии распространилась к этому времени за пределы Японии благодаря многочисленным фестивальным показам его фильма 1984 года "Crazy Family" (Gyaku Funsha Kazoku). На одном из этих фестивалей он встретился с немецкой нойзовой группой Einsturzende Neubauten. У группы намечался тур по Японии в 1985 году и они хотели, чтобы Исии заснял их концерты. Результат, названный "1/2 Mensch (Hanbun Ningen)", представлял собой нечто гораздо большее, чем просто концертное видео. Исии снял, как группа выступает на заброшенном складе, сделав музыкальные видео на три песни и объединил все это с материалом, отснятым во время японского тура. Результат стал прекрасным отображением философии группы, что любая музыка это шум и что любой шум - музыка. Представление на складе обрывалось размышлениями о сходстве плоти и металла. Казалось, Исии говорил, что если в достаточной степени приблизить изображение, то истина станет явной: на уровне атома все идентично. В выступлении Neubauten человеческое тело и всевозможные металлические предметы объединяются для создания музыки.

"1/2 Mensch" была работой кинорежиссера, старающегося сначала осмыслить свою тему, а затем выразить это понимание в форме концептуальных изображений. Но он также сделал шаг вперед и попытался расширить то, что нашел. В музыкальных видео, снятых им на песни "Halber Mensch" и "Z.N.S." (обе включены в фильм), он попросил современную танцевальную группу Byakko-sha создать собственную интерпретацию музыки Neubauten, а затем позволить группе изобразить их. Результат был одновременно пленительным и волнующим, и имидж группы больше не сводился к металлолому и шуму.

В 1986, закончив "1/2 Mensch" и имея за спиной десять лет работы над фильмами, Сого Исии оказывается без работы. Дни панка определенно закончились и казалось, что в его услугах больше никто не нуждается. Прошло пять лет, в течение которых Исии снял лишь один короткометражный фильм "Master of Shiatsu" (Shiatsu Oja) в 1989 году. Затем, в 1991 году одна из последних выживших японских панк-групп Friction попросила его снять концертное видео в качестве дополнения к живому альбому, который они собирались выпустить. Исии понравилась эта возможность, и он выпустил обычный концертный фильм, который был скорее праздничным, чем тоскливым. Движение, может быть и умерло, но музыка нет, и фильм Friction "Dumb Numb Live" послужил подходящим завершением карьеры Сого Исии в качестве режиссера концертных фильмов.

На заре 90-х судьба Исии изменилась и он снова оказался широко востребованным в качестве постановщика полнометражных фильмов. В конце 90-х он создал новую группу, окрещенную Mach 1.67, в которой сам играл на гитаре, а пел актер Таданобу Асано (Tadanobu Asano). После записи некоторого количества песен для его собственного крупнобюджетного самурайского фильма "Gojoe" (Gojoe Reisenki, 2000), музыка Mach 1.67 вдохновила Исии на создание еще одного сверхэнергичного образчика панк-кинематографа в виде "Electric Dragon 80,000 V". Фильм, в котором главные роли играют его товарищи по группе Асано и Масатоси Нагасе (Masatoshi Nagase), может, пожалуй, рассматриваться как последнее дополнение к перечню музыкальных клипов и концертных фильмов Исии. Может быть, лучший фильм обоих миров (каким раньше был Burst City), объединяющий музыку и фантастическое кино. Но Сого Исии никогда не был тем, кто ностальгирует, оглядываясь назад. Сейчас, когда ему пошел пятый десяток и уже не нужно ничего доказывать, важнейший японский кинорежиссер последних двадцати лет все еще снимает фильмы, которые шокируют, изумляют и бросают зрителям вызов и которые выражают дух и силу движения, помогшего ему стать знаменитым.


(NB: Синья Оэ в конце концов разорвал порочный круг посещений больниц. Он вернулся на родину, в Хакато, остров Кюсю, где теперь управляет домашней фермой. Матидзо Матида является теперь одним из самых известных и преуспевающих японских писателей-романистов, работая под именем Ko Machida. При случае он все еще появляется в кино, как например в фильме "H-Story" Нобухиро Сувы (Nobuhiro Suwa), а также продолжает свою музыкальную карьеру. Митиро Эндо также стал писателем, хотя и более скромной величины, специализируясь в поэзии и философии. Он все еще, хотя и нерегулярно, появляется на сцене.)

www.ishiisogo.com
www.cinemasia.ru/persons/_37/_3/373.html